На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КотоВасия

2 129 подписчиков

Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Русский кот". Часть 1

"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха   "Коты через века" - образы котов в культуре
разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре,   живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и музыке.

 Авторы котоальманаха  alise84dhyul,  marinagraarchigenovaekolovrat желают вам приятного чтения.

K39EVTKY

Домашние кошки на Руси завелись в далекую старину. По легенде, одного из первых котов привезла в Херсонес из Византии принцесса Анна, невеста, а потом и жена князя Владимира Красно Солнышко. Благодаря этому кошка стала восприниматься как животное христианское. Её можно в отличие от собаки называть христианским именем, ей можно заходить в алтарь. До сих пор во Владимире, Суздале и многих других древнерусских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для удобства кошек.

29ef81113b82
Кот Алабрыс. Лубок, конец XVII века.

Протоирей Сергей Правдолюбов в своей книге "Что запомнилось из прошедшего" вспоминает, что однажды c Патриархом Алексием I произошел забавный случай.
"В какой–то большой праздник отворяются Царские врата, а откуда–то сбоку вдруг выходит красивый откормленный кот, хвост трубой, и медленно и торжественно шествует впереди Патриарха на литию. Кота отловили, привели к Святейшему, посадили на стул, и Святейший совершенно серьезно обратился к коту: “Кот, а кот! Что же ты Устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха? Ты должен выходить позади всех, после протоиереев и иереев. Чтобы этого больше не повторялось”. Все вокруг смеялись, но так и не поняли, усвоил кот урок литургики или нет."

Lokltkov
Николай Локотьков. Кот новгородский

Древнерусское государство не знало судебных процессов над животными, тут ни кому не приходило в голову называть котов слугами дьявола и сжигать на кострах. И кошки отплатили жителям Руси сторицей - эпидемия "черной смерти", охватившая в четырнадцатом веке Западную Европу из-за великого множества крыс обошла древнерусские земли стороной.
В это время кошку на Руси ценили на вес серебра. Она приравнивалась по стоимости к пахотному животному – волу и стоила три серебряных гривны (гривна – слиток серебра весом 205 граммов). Большой штраф (гривна) взимался за убийство кошки, потому что сохранить зерно и сбрую от грызунов, главным из которых была мышь, не мог никто, кроме нее. "Мышь есть плюгава и пакости деет человеческому роду, порты грызёт и иныя вещи; сице и человек, аще поганию учинится сиречь отступит от веры угрызует от божественного писания словеса..." - писали в старину.

1987-088
Андрей Кузнецов

Звали кошку тогда иначе – котка. Затем на смену этому слову пришло немного подправленное – коша, а после добавления буквы «к» получилось привычное слуху – кошка. В знаменитой книге шестнадцатого века - "Домострое" - подробно рассказывается, что делать при укусе "зверя, именуемого кот". Побывавшие в России в шестнадцатом-семнадцатом веках иностранцы не раз рассказывали о кошках  как домашних любимцах. В XVIII о кошке стали упоминать в специальных ученых книжках (например, «Лечебнике домашних животных»).

0_2a633_d8c9a993_orig
Марина Русанова

Со временем кошки широко распространились в русских городах. Горожане всегда ценили и любили кошек. В патриархальной Москве они считались атрибутом благополучия и достатка в доме. В. А. Гиляровский писал, что когда в начале ХХ века в торговом Охотном ряду было решено навести порядок, «первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. Это было вроде спорта – у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках».

0_679bb_9151f649_XL
Вячеслав  Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865

Отдавали должное кошкам и царские особы. В Эрмитаже и поныне хранится работа голландского художника Фредерика Мушерона — портретное изображение кота царя Алексея Михайловича (1661 год). В одном из указов Петра I содержится высочайшее повеление «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». У него же жил привезенный из Голландии кот. Дочь его, государыня Елизавета Петровна, в 1745 году приказывала выписать из Казани специально для Зимнего дворца как особо искусных охотников котов-крысоловов местной породы. При дворе Екатерины Великой жили красавицы кошки пепельно-голубого окраса, короткошерстные, с ярко-зелеными глазами. Голубой кот по прозвищу Васька жил у императора Николая I.


1987-090
Один из любимых котов царя Алексея Михайловича.
Гравюра Холлара с рисунка Фредерика де Мушерона. 1661


44825_original

На первый взгляд может показаться, что русская классическая живопись небогата кошачьими образами. Среди русских художников не было так называемых "кошачьих Рафаэлей", как  в шутку называли живописцев, которые посвятили свое искусство бесчисленным изображениям кошек. Русское искусство было слишком серьезно, социально ориентировано для того, чтобы интересоваться котами как таковыми. Однако коты и кошки  - постоянные участники повседневной домашней жизни -  появляются на многих картинах  и рисунках.

Кот и его хозяйка 

1987-091
Алексей Венецианов. Девочка с котенком. 20-е годы XIX в. 
(местонахождение неизвестно, в Третьяковской галерее сохранился черно-белый негатив)
195131_600
Павел Федотов. Девушка с чёрной кошкой на коленях.  1849

Мурка, не гляди, там сыч
На подушке вышит.
Мурка, серый, не мурлычь,
Бабушка услышит.
Няня, не горит свеча
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча.
Для чего он вышит?
Анна Ахматова

194979_600
Павел Федотов. Вася и няня. 1848-1850
Авторская надпись: Няня, которого Васю ты больше любишь - меня или брыську?


kramskoy18
Иван Крамской. Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской). 1882

Кот поет, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

"Полно тут тебе валяться, -
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".

Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
Афанасий Фет


russian-girl-near-the-window-1923
Борис Кустодиев. Девушка у окна. 1923 

500405_900
Борис Григорьев. Женщина с котом. Первая четверть 20 в. 

Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла - их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!
Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли.
В кошачьем сердце рабства нет!
Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг - они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!
Марина Цветаева 


516x0
Николай Тархов. Девочка с черной кошкой. 1908 

tarchov1909
Николай Тархов.  Кошки у окна. 1909  .

Мой зверь – не лев, излюбленный толпою,-
Мне кажется, что он лишь крупный пёс.
Нет, жёлтый тигр, с бесшумною стопою,
Во мне рождает больше странных грёз.

И символ Вакха, быстрый, сладострастный,
Как бы из стали, меткий леопард;
Он весь – как гений вымысла прекрасный,
Отец легенд, зверь-бог, колдун и бард.

Ещё люблю я чёрную пантеру,
Когда она глядит перед собой
В какую-то нежизненную сферу,
Как страшный сфинкс в пустыне голубой.

Но если от азийских, африканских
Святых пустынь мечту я оторву,
Средь наших дней, и плоских и мещанских,
Моей желанной кошку назову.

Она в себе, в изящной миньятюре,
Соединила этих трёх зверей.
Есть искры у нее в лоснистой шкуре,
У ней в крови – бродячий хмель страстей.

Она проходит в комнтатах бесшумно,
Всегда свою преследуя мечту,
Влюбляется внезапно и безумно,
И любит ведьм, и любит темноту.

В её зрачках – непознанная чара,
В них фосфор и круги нездешних сфер,
Она пленила страшного Эдгара,
Ей был пленён трагических Бодлер,-

Два гения, влюбленные в мечтанья,
Мои два брата в бездне мировой,
Где нам даны безмерные страданья
И беспредельность музыки живой.
Константин Бальмонт. Мои звери.



Odoevtseva
Владимир Милашевский. Портрет Ирины Одоевцевой. 1921

Ни дня без кота! 

В картинах Павла Федотова именно кот придает произведению  дополнительный смысл, глубину и остроту.

194732_600
Павел Федотов. Сватовство майора или поправка обстоятельств женитьбой. 1847

Внизу картины,
Около середины,
Сидит сибирская кошка.
У нее бы не худо немножко
Нашим деревенским барыням поучиться —
Почаще мыться:
Кошка рыльце умывает,
Гостя в дом зазывает.

Павел Федотов


3435_600
Павел Федотов. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крест). 1846 

Не ворчи, мой кот-мурлыка,
В неподвижном полусне:
Без тебя темно и дико
В нашей стороне;
Без тебя все та же печка,
Те же окна, как вчера,
Те же двери, та же свечка,
И опять хандра...
Афанасий Фет


3721_600
Павел Федотов. Офицер и денщик.
 1850

0_93108_9adb7750_XXL
Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886 

Чаепитие с котищем 

Без кота, так же как без самовара, не обойдется ни одно чаепитие! Сюжет традиционного русского
 чаепития с котом прослеживается в живописи вплоть до сегодняшних дней.

morning-tea-1891
Владимир Маковский. "Утренний чай".1891

117457714_large_RRRSSRRSRyoR_RRRSRRRyoS_RRRRRSRRyoR
Константин Маковский. Разговоры по хозяйству.  1868  


Сизо-дымчатый кот,
Равнодушно-ленивый скот,
Толстая муфта с глазами русалки,
Чинно и валко
Обошел всех, знакомых ему до ногтей,
Обычных гостей...
соблюдая старинный обычай
Кошачьих приличий,
Обнюхал все каблуки,
Гетры, штаны и носки,
Потерся о все знакомые ноги...
И вдруг, свернувши с дороги,
Клубком по стене -
Спираль волнистых движений, -
Повернулся ко мне
И прыгнул ко мне на колени.
Я подумал в припадке амбиции:
конечно, по интуиции
Животное это
во мне узнало поэта...
Кот понял, что я одинок,
Как кит в океане,
Что я засел в уголок,
Скрестив усталые длани,
Потому что мне тяжко...
Кот нежно ткнулся в рубашку -
Хвост заходил, как лоза, -
И взглянул мне с тоскою в глаза...
"О, друг мой! - склонясь над котом,
Шепнул я, краснея, -
Прости, что в душе я
Тебя обругал равнодушным скотом..."
Hо кот, повернувши свой стан,
вдруг мордой толкнулся в карман:
Там лежало полтавское сало в пакете.
Hет больше иллюзий на свете!
Саша Черный. Чуткая душа 


image001
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918

135346857
Борис Кустодиев 

Раньше всех проснулся кот,
Поднял рыжий хвост столбом,
Спинку выпятил горбом
И во весь кошачий рот
Как зевнёт!
"Мур! умыться бы не грех..."
Вместо мыла - язычок,
Кот свернулся на бочок
И давай лизать свой мех!
Просто смех!
А умывшись, в кухню шмыг;
Скажет "здравствуйте" метле
И пошарит на столе:
Где вчерашний жирный сиг?
Съел бы вмиг!
Насмотрелся да во двор -
Зашипел на индюка,
Пролетел вдоль чердака
И, разрыв в помойке сор, -
На забор!..
В доме встали, кот к окну:
"Мур! на ветке шесть ворон!"
Хвост забился, когти вон,
Смотрит кот наш в вышину -
На сосну.
Убежал, разинув рот...
Только к вечеру домой,
Весь в царапках, злой, хромой.
Долго точит когти кот
О комод...
Саша Черый


194472_600
Борис Кустодиев.  Московский трактир. 1916.

Белолапка - серокошка
Раз уселась на окошко,
А по улице идет
Очень важный тигрокот.
Скок! И сразу хвать в охапку,
Серокошку - белолапку,
Под себя ее подмял,
Тигрокот, ну и нахал!
Тэффи


194284_600
Борис Кустодиев.  Осень в провинции. Чаепитие. 1926

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня -
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
Сергей Есенин


0_69b5c_f754fdd7_XL
Светлана Бердник. Чаепитие. 2010

0_860b3_87486fdf_XXL
Екатерина  Качура-Фалилеева. Первая пол. 20 в.

0_88050_df274d43_XXL
Василий Нестеренко. Конфетки, бараночки. 1997

45220_original

Попробуем определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественной литературе. Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По преданию, он сотворён из рукавицы Девы Марии, "носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах.
При этом кошка в русской мифологии – одно из самых загадочных животных. Например, по уральским поверьям, таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.
С кошкой связано множество суеверий: черная кошка перебежала дорогу – иди другим путем, трехцветная кошка отгоняет нечистую силу, ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.

Колыбельная про котика

Можно сказать, что в славянской мифологии кошка выполняет четыре функции: "кошка-демон", "кошка-домовой", "кошка-творец - кошка-разрушитель", "кошка-проводник". В мифологии кошка нередко выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы, а результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.
У наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда – добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего "Котища-вытаращи глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.
Ко второй группе можно отнести те примеры, в которых кошка выступает в роли домового. Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством. На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.
Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные.
33140737_1223047633_11595710

Татьяна Маврина. Кот Баюн

Третья группа представлений о кошке связана с тем, что фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической. Образ кошки в славянских легендах неоднозначен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает.
В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота.Многие из нас с симпатией и нежностью относится к кошкам, поэтому словосочетание «кот-Баюн» мы воспринимаем однозначно – как описание уютного, мурлыкающего, убаюкивающего, мягкого и тёплого животного. Даже небезызвестный успокоительный препарат для животных так называется. Но не ошибаемся ли мы? Кто такой этот кот Баюн? Оказывается, в русском фольклоре этот зверь далеко не столь безопасен и мил.
Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" – трогательное и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд".

artlib_gallery-15489-b
Игорь Тихонов. Кот Баюн

В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя.
Само имя кота Баюн – происходит от русского слова «баять» — рассказывать (слово «убаюкивать» имеет тот же корень, однако в значении «усыплять» стало использоваться намного позже). Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Устоять и не заснуть оказывается очень сложно. В одной сказке умная жена напутствует мужа, которому надо добыть кота: «Трёх вёрст не дойдёшь, как станет тебя сильный сон одолевать – кот Баюн напустит. Ты смотри – не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а инде и катком катись; а если уснёшь, кот Баюн убьёт тебя!». Или вот еще «сказочная» цитата: «Кот свои когти точит, на царя их ладит; хочет у него белу грудь раздирать, из живого сердце вынимать».
Однако зачем же идут к такому страшному и коварному зверю люди, герои сказок? Оказывается, если кота должным образом смирить и взять в союзники, его сказки и пение становятся целебными. Во многих историях они спасают смертельно больных друзей, давая возможность героям сказок жить долго и счастливо. Да и просто дружба замирённого кота Баюна – вещь полезная! Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным.

kot_baun_kuznetsov
Константин Кузнецов. Кот Баюн

Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок кот даже учит героя добывать огонь.
В следующей, четвёртой группе кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. В фольклорных представлениях кошка является и связующим звеном между мирам. Наши предки считали, что все слепорожденные животные видят злых духов. К этой категории, безусловно, относится и кошка, которая стоит на границе миров и приводит в "наш" мир существ из "иного" мира.
В русских сказках что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку "Мудрая жена", где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает "корабельнику", к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин – "корабельник" – продаёт кошку за большую сумму денег. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.
Но кошка - не безупречная героиня фольклора. Плутовские свойства кошки сближают её с лисой. В сказке "Кот и лиса" кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.

"У мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей Котофеем Ивановичем, и они поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо быка и барана. Сами они рядом схоронились. Кот разодрал всю еду (т.е. съел). При этом он мяукал, да так, что волку и медведю слышалось "мало". Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе жить стали припеваючи.


Сказка "Кот и лиса" 

Отметим еще, что кошка совершает все свои поступки обдуманно. Она очень хитра и устраивает всё так, как ей удобно. И это вновь сближает её с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Это видно из сказки "Кот, петух и лиса", где лиса всё время пытается украсть и съесть петушка, а кот всё время спасает его и в конце концов наказывает лису.
В сказке "Баба Яга" кот, принадлежащий самой бабе Яге, помогает героине, попавшей в беду, за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, бабе Яге), красть что-либо у хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если предпочтение оказывается чёрному окрасу, это свидетельствует о мистических чертах кошки.
Итак, кошка приобретает ещё одну, свойственную ей функцию – "кошка-помощник". Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, так как мотивы её поступков далеко не всегда ясны.
В целом можно сказать, что фольклорный кот несет в себе целый набор черт трикстера - т.е. существа, не подчиняющегося общим правилам поведения, вносящего в жизнь в негативном случае хаос, а в позитивном - игру. Маленький пушистый Локи.


45426_original

Bayun
Иван Вилибин. Кот ученый. 1910 

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит...
Руслан и Людмила

000920071
Иван Билибин. Пир у царя Салтана. 1904


Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости.
Евгений Онегин

risunki-pushkina-7risunki-pushkina-4

Рисунки А.С. Пушкина 

Так иногда лукавый кот,
Жеманный баловень служанки,
За мышью крадётся с лежанки:
Украдкой, медленно идёт,
Полузажмурясь подступает,
Свернётся в ком, хвостом играет,
Разинет когти хитрых лап
И вдруг бедняжку цап-царап.

Граф Нулин


risunki-pushkina-2risunki-pushkina-1

Рисунки А.С. Пушкина 

Уж тёмна ночь объемлет
Брега спокойных вод;
Мурлыча, в келье дремлет
Спесивый старый кот.

Послание к Галичу

100150003_4465922_26onegin 100149999_4465922_307
Рисунки А.С. Пушкина 

«В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть, — со всех сторон окружало её пламя. Бедное животное жалким мяуканием призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на её отчаяние. «Чему смеётеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец. — Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», — и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте, — сказал он смущённой дворне, — мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом».
Дубровский

1031521_original
Владимир Румянцев

Продолжение

©

Картина дня

наверх